«Тыквоголовки» Вильяма Хиггса.
Популярность кукол в XVII-XVIII вв. была очень высока. Несмотря на то, что каждая кукла делалась вручную, их тиражи были довольно большими, и, вопреки логике, куклы редко доставались детям. Целевой аудиторией были ценители моды и коллекционеры, а так же куклы использовались в качестве предметов дорогого декора.
В XVII в. кукол изготовляли из дерева, часто с применением токарных станков. Фигурки вытачивались из дерева либо целиком (тогда они наделялись подвижными конечностями), либо их тело было мягконабивным из кожи или ткани, а деревянными только голова, руки от локтя и ноги от колена. Все видимые части - лицо, шею, кисти и икры - расписывали красками.
Образцом такого раннего английского производства может служить кукла под названием «Old Pretender Doll» (Старый претендент). Это одна из старейших кукол в собрании лондонского музея Виктории и Альберта.
Она была вырезана из дерева и перед покраской покрыта смесью штукатурки и клея. Куколка высотой 53 см., с париком из человеческих волос. Кукла была модно одета и украшена огромными мушками.
Свое название она получила благодаря тому, что принадлежала семье - преданным сторонникам и придворным Джеймса Френсиса Эдуарда Стюарта (сына Якова II, который был известен под прозвищем «Джеймс Старый Претендент»).
Кукла представляет собой прекрасный образец токарного мастерства – голова, руки и ноги вырезаны из дерева, а тело сшито из нежной козлячьей кожи. Она носит головной убор «фонтанж» со свисающими кружевами и атласное платье кораллового цвета (теперь выцветшее), с синим стомаком и юбкой, отделанной металлизированной тесьмой и бахромой. Ноги покрыты льняным полотном, олицетворяющим чулки, и обуты в тканевые туфли.
Выдержка из письма к Клэр Стайль от 30 марта 1956:
«...Майор Вивиан Николс, мой брат, передал Вам от моего имени куклу, принадлежавшую королю Стюарту, в комплекте со стулом. Вы назвали ее «Королева Анна» [в то время этот термин ошибочно применялся ко всем ранним деревянным куклам (прим. переводчика)] и, я думаю, до сих пор так и называете. Поэтому я подумал, что следующие сведения, взятые из старых семейных заметок и документов, могут быть Вам интересны. Эта кукла принадлежала дочери адмирала Э. Брей, мисс Маргарет Брей (моей пра-пра-тети). Кстати, мне сейчас 78 лет. В 1800-х годах большим другом тети была мисс Элизабет Каннингем, дочь капитана Джеймса Каннингема, дипломированная медсестра. Члены ее семьи были приближенными [Молодого] Претендента на трон Чарльза Стюарта, и сопровождали его величество в его поездке в Сент Жермен (в качестве фрейлины). Мисс Каннингем получила много дорогих подарков, сейчас представляющих большой интерес, и среди них была, по ее описанию, «большая старая кукла из Холирудского дворца и стульчик для этой куклы, который был точной копией тех, что используются повсюду во Дворце». Мисс Каннингем перед смертью завещала все Мисс Брей…»
«...Major Vivian Nickalls, my brother, placed with you, on my behalf, a Stuart doll seated in a chair. You labelled it as «Queen Anne» [this was a term at that time applied erroneously to early wooden dolls of almost any date], and [I] believe it is still so described. I therefore thought the following notes might interest you, culled from old family notes and papers. Those re the doll were testified to by a Miss Margaret Bray, daughter of one Admiral E. Bray (my great-great-Aunt) - I am 78. About 1800 her great friend was a Miss Elizabeth Cunningham, daughter of Captain James Cunningham, R.N. Her mother's family were close adherents of the [Young] Pretender, Charles Stuart, and had accompanied them to St Germains (one being a lady-in-waiting). Thus Miss Cunningham had been given many gifts of great interest, among them being «A large old Doll, which had been in use at Holyrood, and a chair for the said old Doll, an exact pattern of those in use in the Palace.» Miss Cunningham left all to Miss Bray when she died...»
И хоть авторство в музее, где сейчас хранится кукла, не указано, считается, что мастером, изготовившим эту куклу, был Вильям Хиггс (William Haggs). Именно о нем я и хочу вам рассказать.
В конце XVII в. в Лондоне жил и работал талантливый предприниматель и ремесленник мистер Хиггс. Он разработал образ куклы с изящным туловищем, большой головой и точеными конечностями.
Его куклы с необычными пропорциями сразу выделяются среди других – огромная тыквообразная голова и тоненькая шейка, характерная роспись лица, гипертрофированные "мушки" и интенсивный румянец.
Вильям Хиггс собственноручно вытачивал кукол на токарном станке, собирал и отдавал подмастерьям для росписи. Затем его жена шила одежду и аксессуары.
Известен факт, когда несколько кукол были украдены учеником Вильяма и тот пытался их продать как собственные изделия. Хиггс подал на ученика в суд и именно там произнес свою знаменитую фразу: «Я могу поклясться, что ни один человек в Англии не может сделать таких кукол, как я!».
Куклы мистера Хиггса, действительно, были сделаны весьма искусно и кропотливо, а одеты в соответствии со всеми тонкостями моды того времени.
Тело, зачастую, имело форму кегли, подвижные руки и ноги, и над всем этим возвышалась непропорционально большая голова. Голова была не просто шаром, а имела человеческий рельеф - нос, глаза, губы, щеки. Завершала все искусная роспись - модные в то время тонкие дугообразные брови, большие глаза, алая помада, румяна. Парик был изготовлен из настоящих волос — они прикреплялись на основу в виде матерчатой шапочки, которую, в свою очередь, маленькими гвоздиками прибивали к голове. Завершающим штрихом была замысловатая высокая прическа с кружевами или головной убор.
Куклы во все времена были своего рода рекламой модной одежды, да и к тому же в XVII-XVIII вв. не существовало иного способа для распространения новинок моды. А модой дамы и кавалеры очень живо интересовались. Для этого и были придуманы модные куклы "fashion dolls", или "Пандоры", одетые по последнему писку моды, со всеми подробными деталями туалета, включая белье и аксессуары. Поэтому наряд был даже более важен, чем сама кукла (подробнее об этом можно прочитать в статье "Кукла Пандора. Проблема рекламы в XVIII в." на нашем сайте).
Куклы имели повседневные и парадные платья, головные уборы, верхнюю и даже нижнюю одежду. На румяных личиках было украшение, характерное для того времени - мушки, маленькие черные кружочки, сердечки, полумесяцы или звездочки. Они были сделаны из черного шелка, пропитанного клейким составом. Ни одна из модниц XVII века не вышла бы в свет без этой детали. Красавицы, желавшие поразить общество, наклеивали мушки уж совсем необычной формы - например, в виде крошечного купидона или кареты с конями.
Лорд и леди Клэпхем (lord & lady Clapham) Англия, 1690-1700 гг.
Самых удивительных из сохранившихся кукол того времени зовут лорд и леди Клэпхем. Такое название им дали их владельцы. Внучатая племянница английского чиновника морского ведомства, Сэмюэля Пипса, вышла замуж за человека по фамилии Коккерелл, хозяина имения в Клэпхеме на юго-западе Лондона. Вот им-то и принадлежали куклы. Лорд и леди были названы в честь местности, в которой находилось имение. В настоящий момент они находятся в собрании Лондонского музея Виктории и Альберта.
Высота кукол - 56 см. Руки от локтя и ноги выточены из древесины, головы могут поворачиваться вокруг своей оси, а ноги сгибаются при помощи шарнирных соединений. Тело выполнено из ткани и набито опилками или сеном. Парики сделаны из натуральных человеческих волос.
Кукольная пара является историческим документом - стиль, крой и материал их нарядов - это идеально точные миниатюры одежды, которая была модной в конце XVII века.
Гардероб кукольной Леди Клэпхем, как и любой другой дамы 1690-х гг. не мог ограничиваться одним костюмом. В её распоряжении до сих пор находится не только парадное платье из нескольких слоев, но также костюм для неформальных приемов, несколько аксессуаров и даже ювелирные украшения. Леди одета в шелковое платье, чепец с кружевами и изящные серебристые туфельки, а на руке у нее крошечное золотое колечко.
Давайте остановимся на каждой детали поподробнее:
Корсет был известен еще с Крито-Микенской культуры, но всем известный вид приобрел примерно в XVI в. Его шили из мягкой ткани или кожи с жёсткими упругими вставками из дерева, стали или китового уса в специально создаваемых карманах. С одной стороны корсета делалась шнуровка для регулировки размера и силуэта. Мода того времени требовала уплощения груди, так как церковь считала, что женщина, закованная в такой панцирь, будет строже блюсти свою добродетель. У леди Клэпхем крошечный корсет, высотой всего 15 см. Сшит из серебряного и кремового шелка со вставками из китового уса и украшен вышитой серебряной окантовкой и декоративными швами. Он является основой для всех платьев.
Верхнее платье - мантуя (mantua) или роб парадного костюма, сшито из дорогого китайского шелка цвета слоновой кости и украшено галуном из металлизированной нити, видимо посеребренного. Платье имеет двойную складку на спине и широкие рукава длиной три четверти. Полы одежды отведены назад и зафиксированы петлями на пуговках, спинка переходит в шлейф. Общая длина мантуи до кончика шлейфа - 65 см. при росте куклы 56 см.
Юбка-петтикот (petticoat) к парадной мантуе, сшита из той же ткани и украшена сборкой на бедрах и серебряно-позолоченным кружевом. Разрез в боковом шве служил не только для застежки юбки, но и для удобства пользования потайным карманом.
Домашнее платье или халат «Nightgow». Такие халаты вошли в широкий обиход в начале XVIII в. Во Франции он назывался «robe de chambre d’indienne» (домашнее платье на индийский манер), попавшее в Европу, благодаря Ост-Индской кампании. Впрочем, есть версия, что изначально предком такого халата было японское кимоно, которое появилось в 1650-х годах как ежегодные подарки от японских сегунов. Эта одежда стала чрезвычайно популярна в Европе: и голландская, и английская Ост-Индские кампании начали импортировать кимоно из Индии, изготовленные из шьющихся там печатных хлопков. Т-образный халат леди Клэпхем сшит вручную из лососево-розового атласа с цветочным узором. Воротник и манжеты специально отвернуты, чтобы показать подкладку из синего китайского шелка. В конце 17-го века женщины носили западные версии кимоно в качестве неофициальных платьев, поверх корсета и юбки-петтикот. Этот ансамбль надевали утром, вечером, или перед переодеванием в официальную одежду, необходимую для общественных мероприятий.
Вторая юбка-петтикот выполнена из такого же шелка, как и халат. Вместе они и носились.
Нижняя юбка - underpetticoat (андерпеттикот). Своего рода подъюбник из очень плотного стеганого рельефного льна белого цвета, характерного для холодного времени года. Длина юбки - 26 см. Она имеет два боковых кармана и завязывается с помощью ленты на спине.
Навесной карман, сшитый из белого льна аналогичен карманам, которые носили под верхними юбками все дамы этого времени. Всегда женщине под рукой надо иметь массу мелочей, а в их распоряжении в то время была только сумочка для библии.
У леди Клэпхем в гардеробе оказалось даже 2 рубашки из белого льна, но одна из них слишком большая и, вероятно, принадлежала другой кукле. Вторая же ей впору. Рубашка имеет рукава до локтя и ластовицы под мышками, воротник украшен роскошным кружевом, плетенным на коклюшках. Длина рубашки - 38 см.
Головной убор леди - чепец из льняной ткани с оборками в виде кружева в стиле а-ля «фонтанж» (фр. fontange) и шелковыми лентами, какой носили дамы той поры. Держался он обычно при помощи шпилек и проволочных конструкций, а в данном случае, каркас чепца сделан из металлического листа и обтянут тканью. С задней стороны также хорошо видны 8 направляющих каркаса, спрятанные в складках головного убора.
Плоская подошва осталась в далеком прошлом. Со времен Людовика XIV обувь на каблуке стала отличительным признаком аристократии, так как каблук изогнутой формы зрительно уменьшал ступню. Туфельки для куклы из серебристого жаккардового шелка всего 6 сантиметров от носка до пятки. Подошва выполнена из коричневой кожи, а мысок отделан белым кожаным рантом. Каблук тоже обтянут кожей в цвет подошвы и прошит.
Чулки, обувь, корсет и нижнее бельё сшиты в точности как настоящие предметы женской одежды того времени, что очень ценно для интересующихся историей костюма, так как в музейных собраниях подобных вещей представлено крайне мало. И если на чулках знатной дамы должны быть шелковые красные подвязки, значит, и кукла не могла без них обойтись! Чулки лорда и леди Клэпхем представляют отдельный интерес, ведь сведений о женских чулках и способе их ношения ничтожно мало. Изображать женские ноги во все времена считалось неприличным и на картинах обычно не показываются даже туфли знатных дам, максимум их мысок. Однотонные белые с желтоватым оттенком, они ничем не отличаются друг от друга, разве что мужские немного длиннее женских. Они связаны вручную из шелка чулочной вязкой, совершено так же, как настоящие и не имеют привычной для нас каймы резинкой, поэтому их край закручивается наружу. Чулки леди Клэпхем доходят до середины бедра и фиксируются подвязкой в виде ленты под коленом. Они декорированы красной полоской на каемке и вывязанными (не вышитыми!) красными часами (популярным узором) на лодыжке.
Украшения леди к парадному платью представляют подвеска или пуговка (латунь и имитация жемчуга), одна из сережек (серебро, латунь и стекло) и крохотное золотое колечко, которое держится с помощью шелковой ленточки вокруг запястья.
Под ногами лежит небольшая шелковая подушечка.
У куклы в правой руке находится жутковатого вида маска. Тем не менее, эту модную деталь некоторые дамы надевали при посещении театра или во время любовных интриг, столь популярных в то время. Маска изготовлена из картона и покрыта с одной стороны черным шелком, а с другой - бежевым велюром. На внутренней стороне, возле нижней губы можно увидеть резной штырёк с бусиной - приспособление, благодаря которому маска удерживалась в зубах без помощи рук и завязок.
Еще на фото вещей, принадлежавших леди Клэпхем, явно виден кошелек с монетами. Но, все-таки это, скорее всего, мужской атрибут. В каталоге музея он числится, как предмет, принадлежащий лорду Клэпхему. Кошелек из парчовой ткани на подкладке из синего шелка, уукрашен плетеными серебряными бусинами и затягивается с помощью желтой шелковой тесьмы.
Костюм лорда еще более изыскан: узкие кюлоты, жилет-веста, шелковые чулки под кожаными туфлями, алый жюстокор и треуголка. На шее лорда красуется новинка конца XVII в. - шарф.
Лорд Клэпхэм предлагает прекрасный пример как формального, так и неформального платья для джентльмена в 1690-х годах. Его официальный наряд включает в себя жюстокор, весту и кюлоты, в то время как его неофициальное платье представлено шелковым домашним халатом. В числе аксессуаров - вязаные чулки, шарф, перчатки и шпага. Эти аксессуары очень ценны, так как немногие подобные предметы столь раннего периода сохранились в музейных коллекциях. Не менее важным является демонстрация того, как все эти одежды носили вместе.
Жюстокор (фр. justaucorps - точно по телу) - одна из разновидностей французского мундира, ставшая с 1670-х гг. самой распространенной верхней одеждой аристократов не только во Франции, но и по всей Европе. Длиной жюстокор был до колен, слегка приталенный и расклешенный книзу, с разрезом сзади. Его отличительная черта – рукава с большими широкими отворотами и изысканная вышивка. Он имел карманы и много пуговиц, которые никогда не застегивали. Жюстокор был жестким, с четко обрисованным силуэтом. Фалды то расширялись, то сужались, в зависимости от моды. У лорда Клэпхема жюстокор из красной шерсти с пышными фалдами, на подкладке из бледно-голубого пятнистого шелка. Застегивается на большие пуговицы, петли расшиты галуном почти на всю ширину, а пуговки по моде, не застегивались. Манжеты отделаны серебряной тканью, такой, как и веста.
Жилет-веста. (фр. veste от лат. vestis - одежда, платье) - одежда, которую надевали на рубашку под жюстокор или аби (разновидность верхней одежды), прообраз современного жилета. По крою практически полностью повторял верхнюю одежду, но спинка шилась из легкой ткани. Только в середине XVIII в. весту стали делать без рукавов, а в нашем варианте, они такой же длины, как и у жюстокора. Сам жилет выполнен из серебряной ткани на белой шелковой тафте с подкладкой из бледно-голубого пятнистого шелка и имеет обработанные серебряной нитью пуговицы. В Англии весту называли «весткоут» (так он значится и в музее). Иногда ее носили дома, как домашнее платье.
Кюлоты лорда Клэпхема - обтягивающие бриджи или панталоны длиной до середины ноги, которые застегивались под коленом на специальную застежку. Кукольные кюлоты из серебряной жаккардовой ткани на белой фланели имеют по карману на каждом бедре, а с левой стороны пришита петля для шпаги из той же материи.
Домашнее платье или халат «Nightgow» сшито из того же материала, что и у леди Клэпхем. Его надевали не на голое тело, под халатом обязательно имелась сорочка, а часто еще и жилет. Дополнялся наряд кюлотами под цвет домашнего платья. Шили новомодные халаты из атласа, узорной парчи, плотного хлопка. Модники полюбили его за экзотичность, ведь для этой одежды ткани выбирали куда ярче, чем те, что шли на аби. Поэтому впоследствии в халатах стали принимать гостей, а после - и вовсе выходить на утренние «неофициальные прогулки».
Кукольная рубашка длиной до колена с боковыми разрезами сшита из тонкого льна. Вырез горловины и манжеты отделаны английским коклюшечным кружевом. Воротник-стойка и манжеты застегиваются на пуговицу с белой нитью.
Мужские чулки могли быть белыми, черными или красными, в них заправлялись манжеты кюлотов и подвязывались. На фото видно, что верхняя часть чулок лорда натянута на кюлоты с узкими штанинами и никак не укреплена. Подвязка одна и представляет собой узкую ленту голубого цвета, которая находится под коленом. На лодыжках вывязан узор в виде часов, популярный в то время. Изготовители чулок предлагали модникам, недовольным своей формой ног, специальные накладки, которые вшивали в ткань. С их помощью можно было сделать икры крупнее или даже заставить кривые ноги выглядеть ровнее.
Мужская обувь не отличалась от женской - те же материалы (кожа или ткань), та же вышивка и богато украшенные пряжки. Танцевальные туфли могли быть любого цвета, черная обувь считалась парадной, а коричневую надевали на прогулки. Пара кукольных туфель изготовлена из коричневой кожи, украшена красными кожаными каблуками и отделана белым кожаным рантом. Как и было принято в то время, обувь из кожи обязательно украшали пряжками. Обувь с красным каблуком могли носить только аристократы - это был символ высокого происхождения, введенным в обиход еще Людовиком XIV.
Еще не так давно треуголка считалась неотъемлемой частью военной формы. Традиционно они были черного цвета, но с богатой отделкой - края обшивали тесьмой, добавляли перья, броши, банты, медальоны. Треуголка лорда - черная, из войлока, с низкой круглой тульей и широкими полями, удерживаемыми с трех сторон серебряной нитью. Поля отделаны петлей из серебряной тесьмы и серебряной пуговицей. Внутри подкладка из бледно-голубого шелка.
Пара крохотных кукольных перчаток выполнены из белой кожи козленка и прошиты коричневой шелковой нитью. По моде оснащены широкими раструбами и тремя строчками на тыльной стороне ладони.
Кукольный шарфик из тонкого льна с шелковыми нитями на концах в то время только-только входил в моду. Его носили в стиле "steinkirk" (шейного платка) - концы, перекрещивали друг с другом и просовывали через петлю на верхней одежде.
Шпага – желательное, но уже не обязательное дополнения к мужскому костюму. Прошли те времена, когда мужчине было не к лицу показаться на улице без оружия. Галантный век требовал от кавалеров не силы, а изящества манер. Тем не менее, в распоряжении лорда Клэпхема стальная шпага с позолоченной латунной рукоятью и ножны из дерева, покрытые черной кожей с геометрическими узорами.
Кружева, высокие каблуки, чулки, пышные рукава и юбки жюстокоров, мушки на лице - образ аристократа того времени напрочь лишен мужественности и брутальности.))
Лорд и леди Клэпхем восседают на миниатюрных резных стульях с высокими спинками из бука и тростника. Они как бы беседуют друг с другом. Есть предположение, что эти улыбающиеся куклы на самом деле изображают короля Вильгельма III Оранского и его жену королеву Марию II.
Сейчас такие куклы встречаются очень редко и ценятся высоко, их стоимость оценивается в 50000 долларов и выше.
Последователи
Хоть Вильям Хиггс и утверждал, что ни один человек не может сделать таких кукол, как он, современные последователи и подражатели делают не менее потрясающие экземпляры. Так, например, Дэвид Чапман и Пол Робинс делают настолько качественные реплики, что их на глаз невозможно отличить от оригинала.
Кэтти Пэттерсон и ее сайт кукол, в том числе и по мотивам Хиггса,
и куклы Галины Захаровой.
Может, они иногда и не совсем похожи оригиналы, но выполнены ничуть не хуже. От этих кукол просто невозможно оторвать взгляд!
Список использованных ресурсов:
- Сайт музея Виктории и Альберта
- Леди и торговки
- Деревянные куклы-сибаритки и мода 18 века
- Мода конца 17-го столетия, фильм "Контракт рисовальщика" и чета Clapham.
- Lord and Lady Clapham. Английские куклы 1690-1700
- Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 1 (начало).
- Кукла-не детская игрушка
- Лорд Клэпхем
- Сайт «The Old Pretenders»
- Сайт Галины Захаровой
- Сайт Кэтти Пэтерсон
- История моды, выпуск 4 «Позднее рококо. Мода французского двора». Де Агостини, Россия, 2016 г.
- История моды, выпуск 33 «Раннее рококо. Галантный век Франции». Де Агостини, Россия, 2017 г.
- История моды, выпуск 42 «Позднее барокко эпохи короля-солнца Людовика XIV» Де Агостини, Россия, 2017 г.
- История моды, выпуск 56 «Неглиже. История нижнего белья от древности до эпохи ампира». Де Агостини, Россия, 2017 г.
Автор статьи: Виценовская Анастасия (специально для сайта www.art-e-studio.ru, 2018 г.)
При цитировании и копировании текста, указание автора и ссылки на сайт обязательны (ст. 1229, 1274 ГК РФ).