Текстильные куклы культуры Чанкай
Давайте сегодня окунемся в удивительный и невероятный для европейского человека мир южноамериканских индейцев. А точнее, в эпоху, когда инки еще не завоевали центральное побережье Перу. В 1000-1470 гг., примерно в 80 км. севернее от Лимы, царила культура Чанкай. Примечательна она была своей необычной керамикой, супервысококачественными тканями и, вы конечно не удивитесь, куклами. Хотя никаких письменных источников от живших там людей не сохранилось, ученые не сдаются - они изучают легенды и исследуют предметы, которые удалось обнаружить в археологических раскопках.
Жизнь людей в этом районе основывалась на сельском хозяйстве, рыболовстве и торговле. Поэтому для выращивания растений были проведены водохранилища и оросительные каналы. В большом количестве выращивали хлопок и тростник, держали лам для получения шерсти.
Ткани использовали не только для своих нужд, но и для торговли. Качество и разнообразие было выгодно, поэтому чанкайцы использовали множество техник исполнения. Например, создавали марлю, гобелены, парчу, кружево. Для украшения применяли как вплетение цветных нитей при ткачестве, так и принты, вышивку, плюмаж и прочие.
Изображения включали типичные геометрические рисунки, а также разные виды растений, животных, таких как рыбы, кошки, змеи, птицы, обезьяны и собаки (в первую очередь безволосая перуанская собака), а также человеческие фигуры. Оттенки были преимущественно темные, землистые - коричневый, зеленоватый, терракотовый, охра, белый.
Но присутствовали и довольно яркие цвета – алый, желтый, синий и зеленый.
Влажность — враг для растительных волокон. Но, на радость мне и вам, именно здесь одно из самых засушливых мест на планете. В этих местах выпадает всего около 50 мм. осадков в год - то есть примерно средних размеров бочка. В год! Зато в столь сухой песчаной почве ткани сохраняются многие годы в неизменном виде.
Теперь представляете, какие потрясающие куклы дожили до наших дней!
Погребальные куклы чанкайской культуры или куклы Чанкай — вот их пышное официальное название. Сразу представляешь себе что-то величественное, внушающее трепет. На деле они оказались очень трогательными - большая треугольная или неправильной формы голова, крупные глаза, характерные ручки и ножки похожие на веточки. Так начинают рисовать фигуру человека маленькие дети.
Все куклы были найдены в захоронениях. Оно и понятно - нетронутые людьми в благоприятной среде они были как законсервированы.
Мягкие, яркие, необычные.
Как говорят ученые, скорее всего эти куклы имели чисто бытовой смысл. Изображали простых людей и их обычные занятия, а не богов или молящихся (как в керамических изделиях). У некоторых даже были внутри спрятаны совсем не божественные вещи - как например, веретено с пряжей. Такие куклы обычно заняты какой-то деятельностью – ткут, собирают хлопок, играют на музыкальных инструментах. Кроме того, среди них встречаются изображения животных и даже архитектуры. Многие в ручках держат кусочек шерсти или хлопка, в дань основному виду деятельности чанкайцев.
Конечно, предназначение подобных кукол доподлинно не известно. Но некоторые исследователи считают, что Чанкай – единственная цивилизация в Перу, которая в то время догадалась, что сопутниками мертвых в загробный мир не обязательно должны быть живые люди - родственники или слуги. Гораздо безболезненнее для населения положить в гробницу кукол, имитирующих важных и нужных людей.
Были предположения, что чанкайские куклы специально размещались в могилах в качестве погребальных подношений, по другой версии они являются предметами из жизни, которые принадлежали умершему и были похоронены вместе с ним. Еще думали, что эти фигуры использовались для мемориальных торжеств. Ну и не отметается вариант, что это просто игрушки или даже марионетки.
Разумеется, подлинные куклы из гробниц находятся в музеях. Но некоторые современные коренные перуанцы, видя интерес к этим куклам, стали изготавливать, как бы мы сейчас сказали, "реплики". Они воссоздают погребальных кукол по образу и подобию старинных. Отличие между древней и современной куклой в том, что у первых лица были изначально специально вытканы на полотне,
а у современных черты лица обычно вышиты поверх материи. Все-таки для ткачества нужно больше навыков, знаний и оборудования, чем для вышивки.
Для производства кукол современные ремесленники используют старинные технологии и материалы - шерсть ламы, хлопок, набивку из жестких растительных волокон, натуральные красители и, что самое важное, кусочки тех самых древних тканей, которые датируются 1000-1400 гг. н. э. Поэтому такие куклы тоже имеют большую историческую ценность наравне с подлинными. Но тут есть нюанс - текстильные фрагменты, используемые в производстве современных кукол, продаются по всей территории западных Анд. Поэтому не удивительно, что в современных вариантах применяется сочетание тканей из различных районов Перу - от северного побережья до южного, а также из различных временных периодов. Они буквально стирают границы как территориальные, так и временные, между древним и современным миром.
В настоящее время такие куклы признаны культурным наследием Перу и к вывозу за пределы страны запрещены.
Надо признать, некоторые варианты выглядят совсем уж по-попугайски ярко. Предполагаю, что эти уже из современных тканей. Но это не умаляет их культурного значения и красоты.
Чанкайская культура перестала существовать в XV веке в результате инкского завоевания. Но память о ней смогла дойти до наших дней благодаря находкам ученых – керамике, текстилю и этим уникальным куклам.
Все фото были взяты из ресурсов, размещенных в свободном доступе. Кто нашел свое авторское - дайте знать, я размещу на вас ссылочку.
Автор статьи: Виценовская Анастасия (специально для сайта www.art-e-studio.ru, 2023 г.)
При цитировании и копировании текста, указание автора и ссылки на сайт обязательны (ст. 1229, 1274 ГК РФ).