Кукла «Пандора». Проблема рекламы XVIII в.

"— Моей дочери я посылаю настоящую Герцогиню де Лавальер, недавнюю фаворитку Короля Франции, которая ссохлась и зачахла до таких маленьких размеров из-за тщательного соблюдения поста..."

(Из письма графа Рочестера к жене. 1674 год.)

Не секрет, что раньше куклы не были детскими игрушками. Даже наоборот, они стали игрушками лишь сравнительно недавно. На протяжении всей нашей истории куклы служили определенным «взрослым» целям, а иногда даже наделялись сверхъестественными и магическими свойствами. На рубеже XVII-XVIII веков, куклы были модницами.

Термином «родина моды» по праву называют Францию. Именно там впервые заговорили об увлечении новыми фасонами. Развитие моды, как тогда, так и сейчас, требует наличия доступной информации, а проще говоря, рекламы. Эту проблему успешно решали еще в древнем Риме — для демонстрации модных новинок в округи посылали глиняные раскрашенные фигурки небольшого размера. В XIV в. кукол делали на заказ из дерева и ткани (реже из глины) и наряжали в модную одежду. В Англии кукол мастерили из сосны, лица и руки покрывали гипсом, раскрашивали и сверху наносили слой лака. Такая кукла, сделанная в 1680 году, хранится в Лондонском музее детства - кто-то из Стюартов подарил её верному придворному. Такие очень искусно изготовленные и богато наряженные куклы стоили дорого, их обычно дарили взрослым «для любования», а не детям для игры. Но, как таковые, классические «модные» куклы (fashion dolls) с набором одежды из ткани для сознательной рекламы впервые появились в 40-е гг. XVII в. во Франции. Это было отличным решением проблемы распространения новинок. Куклы служили для демонстрации новейших направлений модной одежды, а также материй.

Название модным куклам дала девушка из греческой мифологии Пандора — первая женщина, созданная по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня и, в силу неуемного любопытства, открывшая сундук с несчастьями, которые разлетелись по всему свету. В данном случае, похоже, подразумевалось, что куклы Пандоры открывали сундуки с нарядами и распространяли их по всему миру с невероятной скоростью.

Основным предназначением куклы Пандоры была демонстрация моделей одежды. По сути, первые Пандоры были просто манекенами.

Сначала кукол делали в человеческий рост для демонстрации парадных платьев и называли «Пандора Большая», а для более простой одежды были уменьшенные модели - «Пандора Маленькая». Но затем, в целях экономии дорогостоящих материалов, и для парадных туалетов стали изготавливать маленьких кукол. Их наряды, тщательно воспроизводившие фасоны и детали одежды, долгое время с успехом заменяли печатные модные листы, которые появились гораздо позже, а те, в свою очередь, сменили глянцевые журналы мод.

При изготовлении Пандор использовались разные материалы: дерево, воск, фарфор, кожа, стекло (для глаз). Художники из деревянной чурки или воска вырезали тело вместе с головой, детали рук и ног, и все расписывали. Детали плеча были выполнены из кусочков кожи. Это придавало большую подвижность рукам и облегчало крепление - их просто прибивали к туловищу небольшими гвоздями. Большинство Пандор имели натуральные волосы, реже - парики из льняных ниток или шерсти. Новую куклу причесывали по моде и закрепляли укладку клеем. Затем для Пандоры создавался наряд - исключительно из модных тканей, с кружевами, вышивкой и миниатюрной фурнитурой. Хотя, иногда и встречались куклы, изображавшие мужчин и детей, большинство Пандор были женщинами. Оно и понятно. Кто у нас самые модницы?

В кукольный гардероб входили все элементы одежды, необходимые прекрасной даме, — белье, корсет, шелковые чулки, элегантные башмачки и, конечно, платье. Дополняли его аксессуары: украшения, головные уборы, зонтики — точные копии модных образцов. Полностью наряженную куклу выставляли в ателье, где посетители могли увидеть ее во всей красе. Известие о появлении новой Пандоры вызывало всеобщий интерес. Модную куклу можно было навестить в ателье или пригласить к себе домой. Ради ее визита собирался цвет дамского общества, куклу размещали в комнате так, чтобы все могли рассмотреть ее и составить полное представление о последних веяниях в моде. Как только столичное общество теряло к ней интерес, Пандору упаковывали и пересылали сначала в крупные города Франции, а потом и за границу. Так за пару десятков лет Пандоры стали важной статьей французского экспорта. Из Парижа куклы отправлялись в турне по Европе, а оттуда переплывали в американские колонии и их ожидало путешествие в Бостон, Филадельфию, Нью-Йорк.

Лондонское ежедневное издание «The Spectator» в №277 от 17 января 1712 года, сообщало о том, что в город прибыла парижская кукла, одетая по последней моде. Автор статьи подробно описал Пандору, выставленную на всеобщее обозрение, и отметил всеобщий восторг по поводу ее долгожданного визита в Лондон.

Сложно было найти подарок желанней, чем Пандора, — и французские королевы не скупились, тратя целые состояния на кукольные гардеробы, которые отправлялись с миниатюрными хозяйками. Очень долгое время Пандоры были доступны только дамам высшего света. Благородные модницы зачастую имели в своей коллекции несколько подобных кукол с разнообразным гардеробом для каждой из них. Модная кукла была не игрушкой, а предметом роскоши, и только отслужив по назначению и перестав быть модной, она оказывалась в детской.

Еще в XIV веке английская королева регулярно отправляла в Париж за такими куклами своих послов. В 1396 году придворный портной французского короля написал расписку о получении 450 франков за пошив гардероба для «модной» куклы в подарок английской королеве. По тем временам сумма весьма значительная, что позволяет предположить, что куклу изготовили в натуральную величину, по размерам царственной особы. Еще один интересный исторический факт - когда король Франции Генрих IV женился на итальянке Марии Медичи, он послал ей несколько «модных» кукол в роскошных платьях, желая поразить невесту изысканностью жизни французского двора.

Начиная с  XVII в., часто одежды кукол изготавливали по образу платьев придворных дам и фавориток Короля. Таким образом, эти дамы влияли на изменения в модных тенденциях. Одна из наиболее модных причесок того времени называлась, а-ля Фонтанж. Она была довольно высокой – до 50-60 см. и поддерживалась проволокой. А сверху вниз ниспадали кружевные оборки. Эта прическа была названа в честь фаворитки короля Людовика XIV Марии-Анжелики де Фонтанж. Или, например, декольте одно время имело форму овала, затем стало приоткрывать плечи и, наконец, к концу XVII в. приобрело вид неглубокого и неширокого квадрата - нововведение последней фаворитки короля - умной и деспотичной маркизы Ментенон.

В XVII-XVIII веках рост благосостояния горожан привел к ажиотажному спросу на модную одежду, а значит, и на модных кукол. Теперь актуальные фасоны могла позволить себе не только родовая знать, но и буржуазия. Настал золотой век Пандор, ведь только они могли дать представление модницам о том, как следует носить шляпку, сколько нижних юбок должна иметь приличная женщина, и как устроены фижмы.

Вслед за большими Пандорами, уменьшенные модели быстро завоевывали рынок. Известные портные и модистки, желавшие привлечь клиентов, заказывали кукол в специальных мастерских, обшивали и дарили их своим клиенткам, а потом периодически присылали для них модные одежки, в надежде получить выгодный заказ. Немногие оставляли упоминания об этом, но сохранились записки одной из модисток королевы Марии-Антуанетты о кукле, которую она отправила дочери одной из придворных дам в качестве рождественского подарка: «Это была большая кукла с пружинами, хорошо сделанными ногами и очень хорошим париком. На ней надета прекрасная льняная женская сорочка, шелковые чулки и длинный корсет на косточках. Бальное платье из газа, парчи, муслина и кружев». Кстати, французская революция, ставшая причиной казни королевы, не коснулась благосостояния ее знаменитой модистки - некоторое время она вела бизнес в Лондоне и обшивала богатых француженок-эмигранток, бежавших от революционного террора, затем выполняла заказы царствующих дворов Европы, в том числе и русского.

То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Французские дома мод посылали «модных кукол» в Англию, Германию, Испанию, Италию. Иногда — лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды прически. Так, на ежегодной двухнедельной ярмарке «Della Sensa». проходившей на площади Сан-Марко в Венеции вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды. Затем, в течение следующих месяцев года местные портные старательно копировали и увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля. Путешествия по Европе стали более свободными возникали и процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо интересовались новыми фасонами и тканями.

Куклам придавалось настолько большое значение, что были случаи прекращения сражений для того чтобы пропустить обоз с Пандорами. Так модная французская торговля не прекращалась даже во время войны за Испанское наследство. Когда в 1700 году, не оставив наследников, умер Карл II, последний король испанской династии Габсбургов, европейские державы немедленно схлестнулись в борьбе за испанское наследство, пуская в ход все возможные средства давления на противника. В 1704 году, в самый разгар войны, министры обоих сторон вняли требованиям дам и предоставили специальный «зеленый коридор» для провоза кукол-манекенщиц.  Англия и Франция тогда были противниками, и логично было бы ожидать, что это станет препятствием для обмена подобными товарами. Но договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в полной безопасности. Отныне на них не распространялось эмбарго и прочие ограничения на торговлю между двумя противниками. Пандоры получали специальный пропуск, и даже почетный эскорт. В течение десяти лет враждующие страны дополнительными соглашениями поддерживали дипломатический статус модных кукол, поскольку малейшее ограничение на их перемещение через границу вызывало рост цен на услуги портных и невероятно обогащало контрабандистов.

После войны французский посол в Лондоне, господин Дюбуа, заказал парижской белошвейке мадмуазель Филон большую куклу с последними моделями нарядов для лондонских дам. В письме он заметил, что англичане живо интересуются даже тем, что нынче носят под юбками, и просил также выслать образцы нижней одежды.

Великая французская революция 1789-1794 гг. и последующие англо-французские войны не слишком затронули судьбу модных кукол – скорее наоборот, благоприятно повлияли на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было уже достаточно много в Англии.

(о младенце на фото можно прочитать в отдельной статье "Восковая кукла-младенец с приданым. 1890-1894 гг.")

Англичане предпочитали деревянных кукол и изготавливали их из довольно распространенной породы - сосны. Известен знаменитый кукольный мастер Вильям Хиггс, живший в конце XVII века в Лондоне. Он вытачивал кукол на токарном станке, подмастерья их раскрашивали, а жена одевала. «Я могу поклясться, что ни один человек в Англии не может сделать таких кукол, как я!» — заявил он однажды на суде, когда его ученик выкрал несколько кукол и, видимо, пытался выдать за свои.

На самом деле, все куклы были сделаны весьма искусно и тщательно. К их телам, выточенным в изящной форме кегли, приделывали подвижные руки и ноги. На лице красовался точеный же носик. А лицо затем расписывали красками. Прически делали из настоящих волос - их прикрепляли к матерчатой шапочке, которую затем приколачивали к деревянной голове гвоздиками.

Одна из кукол, сделанная Хиггсом примерно в 1650 году, была подарена семье герцога Йорка – будущего короля Якова II - предположительно для его сына. Кукла имеет модную прическу «фонтанж», а лицо украшено мушками и, разумеется, у нее полный набор одежды от чулочков до верхней накидки. Самых удивительных из сохранившихся кукол Вильяма Хиггса зовут лорд и леди Клэпхем. (Подробно о них можно прочитать в отдельной статье "Тыквоголовки" Вильяма Хиггса").

Но, пожалуй, «лицом» всех кукол Пандор стали «куклы королевы Анны» 1700-1760 Куклы с очень живыми лицами. Отличительные черты - миндалевидные эмалевые глаза с черной радужкой (без зрачка у ранних экземпляров), брови и ресницы обозначены либо штришками-черточками, либо серией точек. Уголки глаз и ноздри намечены красным цветом. Шпателеподобные кисти рук, пальчики пропилены отдельно в виде грабелек. В отличие от кукол "Вильяма Хиггса", "Анны" имеют более пропорциональное телосложение и более индивидуальные черты лица.

Куклы георгианского периода (2-ая пол. XVIII в.) Отличительная черта - заметная упрощенность очертаний. Почти геометрическая стилизация - голова-шар, часто без ушей. Руки сильно укорочены и довольно примитивны, в основном выполнены из кожи. Таз и колени очень грубой работы. Черты лица схематично обобщенные - эмалевые глаза были уже со зрачком, в основном голубого цвета, и имели ромбовидную форму. Они были очень близко  расположены к крохотному носику-пирамидке. Губы зачастую просто нарисованы красным "бантиком" или "птичкой" под самим носом. Брови и ресницы обозначены серией точек довольно бегло и неаккуратно. В общем, куклы "георгианского" периода имеют упрощенный внешний вид и эстетически менее привлекательны чем "Анны" или куклы "куклы Хиггса".

 

В середине XVIII века Пандоры начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать «английскую моду» в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того времени. Модные французские куклы открыли Америку, и в наши дни хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища.

Еще одна интересная и очень характерная кукла конца XVIII – нач. XIX вв. – Тирольская. Начало XIX века в Европе, можно сказать, поделили между собой частично раскрашенные куклы из дерева, куклы, изготовленные из воска, и куклы из папье-маше. Ранние деревянные куклы этого типа представляли собой фигурки изящных маленьких дам, очень детально вырезанные из цельного куска дерева, с длинной шеей и тоненькими руками и ногами, с тончайшей росписью лица и завитками волос на лбу. Дамы носили платья с завышенной талией и со слегка пышными рукавами, по моде наполеоновского времени, которая требовала довольно простого силуэта, классический элегантности и сдержанности. Свой «золотой век» куклы Grodner Tall пережили в 1810-1820-х годах.

Популярных деревянных шарнирных кукол делали в Южном Тироле (Австрия). Они называются «куклы «в стиле Grodner Tall» или просто «grodnertal»  и легко узнаются по характерной причёске Tuck Comb (вырезанный в дереве высокий узел волос с гребнем на макушке)

Как мы видим, у этих кукол для обеспечения подвижности части скреплены просто штырьками, а вот у куклы из Обераммергау (Бавария, Германия) мы видим уже полноценный шарнирный механизм.

Вот ещё одна очень интересная кукла примерно того же периода. Очевидно, у нее было пышное платье, закрывающее все самое интересное. И когда куклу двигали по столу, создавалось впечатление, что она шагает)).

В то же время в Европе (в основном, в Англии) выпускались куклы с восковыми головками и ручками-ножками. У одних кукол части тела вылеплялись из воска целиком, в других случаях воск наносился на более прочную основу, например, папье-маше. Само туловище восковых кукол могло быть и набивным из ткани или нежной кожи (в основном, использовали кожу козлят), и деревянным.

Конкуренцию деревянным и восковым куклам составляли куклы из папье-маше, части некоторых из них также закреплялись нитями, деревянными палочками или шарнирами. И, судя по всему, именно куклы из папье-маше к середине XIX века были распространены наиболее широко.

Если снова вернуться к теме «модных» кукол с большим "приданым", которых по-прежнему принято называть Пандорами, то они были популярны и в XIX веке. Их роль могли исполнять как деревянные куклы Grodner Tall, так и куклы из воска.

Однако середина XIX века стала в кукольном производстве революционным временем -   фабричным способом начала производиться фарфоровая кукла, вернее фабричным способом стали отливать все фарфоровые детали. Более дешевые куклы делались с применением глазурованного фарфора. В основном, они выпускались в Германии. Из-за того, что глазурованный фарфор ассоциировался с китайским, массовые куклы этого периода получили название «china head doll» или просто «china doll». У самых первых кукол волосы были приклеены, но затем их стали просто рисовать.

В продажу поступали не только готовые куклы, но и отдельные фарфоровые детали - головки и ручки-ножки, они стоили, естественно, гораздо дешевле, а покупатели могли самостоятельно изготовить для них тряпичное или простейшее деревянное тело и гардероб. В то же время на французских фирмах «Jumeau», «Gaultier», «Bru» и других начали производить более дорогих кукол Пандор с головками из неглазурованного фарфора и телом из дерева, кожи, или их комбинации.

Сами куклы были либо среднего размера (около 30 см), либо более крупными, руки и ноги их тоже часто были артикулированными. Каждая кукла дополнительно снабжалась целым ворохом модной одежды на все случаи жизни, сшитой по правильным фасонам и из тканей, которые использовались в оригинальных платьях и костюмах от модельеров. Кукла получала «в приданое» и нижнее бельё: чулки, корсеты, панталончики, нижние юбки. Всё это шилось из шёлка, батиста, бархата и атласа, украшалось настоящими кружевами ручной работы и вышивкой. К гардеробу прилагался также набор аксессуаров (шляпки, зонтики, браслеты, перчатки, вуали, палантины, туфельки и т.д.) и набор парфюмерии. В общем, купив такую куклу, любая жительница Вены или Лондона могла ознакомиться со всеми последними веяниями парижской моды и одеться соответственно. Эти модные куклы и сейчас являют нам эталон красоты и совершенства костюма, причёски и макияжа. Все куклы изготовлялись на фабриках или артелях, но вручную. Начиная от отливки фарфоровых частей до создания парика и причёски, росписи лица и, естественно, всех элементов одежды. Выпускались они мизерными тиражами и стоили очень дорого. В роли заменителей  "модных журналов" просуществовали такие куклы до конца 1860-х годов, но выпускались практически до конца XIX века, сначала как дополнение и реклама сменившим их бумажным модным журналам, а потом просто в качестве шикарного дорогого подарка. Причем, скорее для взрослых, чем для детей.

Так, например, куклы французского мастера Леона Казимира Брю (Bru) до сих пор считаются одним из самых лучших образцов кукольного искусства. В 1880 году Брю разработал Bebe Modele с деревянным телом со сложной артикуляцией (у куклы поворачивалась даже стопа).

Почти всё столетие французские мастера удерживали пальму первенства в области изготовления фабричных фарфоровых кукол и только в конце девятнадцатого века уступили лидерство Германии, которая научилась делать более дешёвых, но достаточно качественных кукол.

Куклы Пандоры добрались даже до Петербурга. В Гатчинском дворце до сих пор хранится большая Пандора императрицы Марии Федоровны. На ней надето платье ордена Святой Екатерины Великомученицы.

Однако самым известным фабрикантом этого времени, выпускавшим Пандор, стал Франсуа Готье (Francois Gaultier).

Так же с модными куклами была связана история создания парижского модного Дома «Lanvin». Мадам Жанн-Мари Ланвен осознала свое призвание за шитьем кукольных нарядов. Миниатюрные платья принесли ей известность и вдохновили на открытие собственного ателье. В витрине своего бутика мадам Ланвен размещала собственноручно изготовленных кукол женщин и девочек, одетых в одинаковые наряды, чем предвосхитила, а может и была одной из причин популярности потомков Пандор - демонстрационных манекенов. Они появились совсем недавно, на рубеже XIX - ХХ веков, и с тех пор демонстрируют все лучшее из того, что предлагает индустрия моды.

К началу XX века модные куклы утратили свою актуальность. Печатные модные журналы производить и распространять было значительно проще и дешевле. Куклы упорно боролись за место под солнцем, и еще не раз миниатюрные модницы, очень похожие на Пандор, появлялись в парижских витринах и в будуарах, напоминая о своем былом могуществе. Так, в начале XX века Париж завоевали восковые красавицы, одетые в исторические костюмы и экстравагантные наряды от известных кутюрье. Их создала мадам Лафит-Дезира, дочь издателя Пьера Лафита. В отличие от Пандор восковые парижанки не могли менять наряды, но так же, как их предшественницы, не были игрушками: хрупкие элегантные дамы Лафит-Дезира были скорее произведениями искусства, интерьерными куклами.

В заключение:

Весь XVIII век Франция диктовала Европе свои правила политики и моды. Казалось, авторитет французских модных кукол непоколебим. Кто мог предположить, что судьба Пандоры круто переменится? После революции производство французских кукол надолго прекратилось, и, хотя Париж снова стал столицей европейской моды, Пандоры навсегда перестали быть единоличными властительницами дум. Возможности, дарованные техническим прогрессом, изменили мир моды. Цветная полиграфия, фотография и кинематограф, появление синтетических материалов, открыли новые горизонты производства и потребления. Решающий удар авторитету модных кукол нанес, так называемый, глянец. К началу XX века любая горожанка хотя бы раз в месяц могла позволить себе свежий номер журнала. Кукла перестала нести рекламные цели и, впоследствии, трансформировалась в модный декоративный элемент и детскую игрушку.

Как бы то ни было, Пандора навсегда оставила глубокий след в истории кукол. И сейчас эти бездонные черные глаза бередят души художников-кукольников. Так, например, современных Пандор по старым технологиям изготавливают Дэвид Чапман и Пол Робинсон, и их кукла даже стала лицом III Московской международной выставки «ИСКУССТВО КУКЛЫ».

В России талантливая художница, которая творит из дерева, в том числе и Пандор - Елена Смага.

Список использованных ресурсов:

 

Автор статьи: Виценовская Анастасия (специально для сайта Art-e studio. 2018 г.)

При цитировании и копировании текста, указание автора и ссылки на сайт обязательны (ст. 1229, 1274 ГК РФ).