Картофельная кукла Кете Крузе.
«Рука следует сердцу, поэтому только то, что создано руками, снова придёт к сердцу».
(Кете Крузе)
Кете Крузе (Käthe Kruse) - одна из известнейших кукольниц Германии. Она создала игрушку, принципиально отличавшуюся от кукол начала 20-го века: большую и тяжелую, мягкую и в то же время упругую, с подвижными конечностями и тонкими чертами лица.
Катарина Йоханна Гертруд Симон родилась 17 сентября 1883 в небольшом, тогда еще немецком городке, Дамбрау, недалеко от Бреслау (после 1945 г. - Вроцлав). Будучи внебрачной дочерью бухгалтера городского банка и портнихи, Кете росла в очень скромных условиях. Ее воспитывала только мать-одиночка.
С детства девочка проявляла интерес к разным видам искусства. После окончания школы она брала уроки театрального мастерства в Бреслау и довольно преуспела в качестве актрисы. Всего через год, в 1900 году, в возрасте 17 лет, Кете подписала оплачиваемый контракт берлинского театра имени Лессинга, на сцене которого появлялась в главных ролях и участвовала в его гастролях как по Германии, так и за её пределами — в Варшаве, в Москве.
У Кете Крузе были все данные, чтобы стать успешной актрисой: естественная, располагающая к себе красота и красивый голос. Молодой актрисе прочили блистательную карьеру. Однако в 1902 году в Берлине она познакомилась с известным скульптором, театральным художником и участником Берлинского сецессиона, Максом Крузе (Max Kruse), который был старше ее почти на 30 лет. У них начался бурный роман, и в декабре того же года родилась дочь Мария (домашнее имя Мимэрле). Эта связь и рождение ребенка положили конец актерской карьере Кете. Правда, они же дали импульс новому творческому проекту который стал делом ее жизни.
Кете с Марией
Когда Макс был загружен в Берлине заказами, он посоветовал Кете на период второй беременности переехать сначала в итальянскую Тоскану, а затем в швейцарскую Аскону, где в кантоне Тичино селились любители жизни на природе. Здесь в 1904 году родилась их вторая дочь София (Фифи).
Именно маленькие дети стали толчком для нового проекта Кете Крузе. Трёхлетняя Мария, видя, как мама постоянно возится с младшей сестрёнкой, захотела получить под Рождество собственного «ребенка». Кете попросила Макса привезти ей такой подарок из Берлина. Но муж, человек с художественным вкусом и непростым характером, ответил категоричным отказом: «в магазинах все куклы отвратительные, сшей сама». При этом он обозначил, какой хотел бы видеть самодельную куклу. По его словам, кукла должна быть «тёплой, мягкой и чуть-чуть тяжелой, как настоящий младенчик». Кете всегда придавала особый смысл ручному труду и согласилась с мужем, а эти советы стали главным козырем ее кукол на протяжении многих лет.
«Ребёнок для ребёнка» (нем. Kind für ein Kind) родился в 1905 году. Кете взяла кусок полотна, наполнила его песком, руки и ноги сделала, завязав концы узлом, а голову соорудила из картошки, обернутой в ткань. Кукла дочке понравилась: она была большой, удобной для детских рук, пеленавших и качающих ее, как настоящего малыша. За этой куклой последовали другие. Со временем они становились все более совершенными: руки и ноги стали изящнее, в куклу вшивали каркас, который делал ее подвижной. Приобрели красивые черты голова и лицо куклы, которые Крузе научилась изготовлять по модели фламандского мастера 17-го века Франсуа Дюкенуа (Francois Duquesnoy).
в 1909 году в Мюнхене, после рождения третьей дочери, 26-летняя Кете и 55-летний Макс стали официальной супружеской парой.
Кете с Максом Крузе в 1908 году
Рождественская ярмарка 1910 года в берлинском торговом центре Ка-Де-Ве положила начало международному признанию таланта Кете Крузе. Ей предложили выставить свои работы в разделе «Самодельные игрушки», и куклы привлекли широкое внимание, вызвали живой отклик, пресса назвала творческие находки Кете «яйцом Колумба». Вскоре последовал первый заказ - 150 кукол пожелали купить клиенты из США. Крузе наняла работниц, устроив мастерскую прямо в своей берлинской квартире. Для следующего, еще более крупного заказа в 500 шт., она уже была вынуждена искать подходящее помещение.
Так выглядели первые куклы, сделанные Кете Крузе (это реплики, а на стене фото реальной куклы)
В 1912 году семья переехала из Берлина в Бад-Кёзен. Здесь Кете проявила свои предпринимательские способности, под её руководством были построены первые кукольные мастерские, разработаны более пятнадцати различных типов кукол. Так была основана мануфактура «Кете Крузе» в Бад-Кëзене (Bad Kösen), которая просуществовала там до конца 1940-х годов. В 1925 году Кете выиграла судебный процесс против крупной корпорации Bing (Unternehmen (нем.)), которая открыто продавала дешёвую имитацию под маркой «Кете-Крузе»-кукол. Впервые для создателей игрушек была предоставлена защита авторских прав.
Презентации кукол на всемирных выставках были успешными и удостаивались различных наград - в 1913 году она завоевала гран-при в Генте, затем получила большую золотую медаль во Флоренции, удостоилась первых призов во Франкфурте и Бреслау. В 1937 году гран-при Всемирной выставки в Париже заслужили куклы-манекены Кете Крузе для витрин магазинов.
Сама Кете считала случайностью собственные творческие достижения, объясняя их благоприятным стечением обстоятельств - новыми веяниями в педагогике, возросшим вниманием к индивидуальности ребёнка. Воплощение этих идей в «Кете-Крузе-куклах» стало залогом их успеха у детей и родителей.
После войны в 1950 году, опасаясь экспроприации, Кете перевела производство из восточного сектора Германии на запад в баварский город Донаувёрт, где наследники Кете продолжают её дело до сих пор.
В замужестве Кете и Макс прожили больше тридцати лет, воспитав семерых детей. Во время войны на фронте погибли двое их сыновей. Макс Крузе скончался в 1942 году в Берлине на 88-м году жизни. В 1956 году Кете получила высокую награду - Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». До старости она продолжала своё любимое дело. Скончалась 19 июля 1968 года в Мурнау-ам-Штаффельзе на 85-м году жизни и похоронена в Шефтларне.
Успешным дело Кете Крузе оказалось и благодаря участию ее талантливых детей. Мануфактура долгое время была семейным предприятием. Сын Кете Йоахим Крузе (Joachim Kruse), например, который был талантливым фотографом, создавал открытки c изображением кукол, а также рекламные брошюры. Дочка, Ханне Адлер-Крузе (Hanne Adler-Kruse), разработала в послевоенные годы новые, более дешевые модели. Они с мужем управляли фирмой до 1990 года, затем руководство фирмой перешло к супругам Кристенсон (Christenson). Новые владельцы значительно расширили ассортимент изделий фирмы, которая сейчас выпускает, помимо классических кукол Кете Крузе, другие игрушки и даже детскую одежду. Все новшества, как утверждают представители фирмы, создаются в духе традиций предприятия и в основном вручную. А самое главное - они носят имя Кете Крузе, которое и по сей день остается главным рекламным козырем компании. В том же 1990 году в Латвийском в городе Елгава было открыто совместное латышско-немецкое предприятие, которое в 2013 году сменило владельца и является одним из крупнейших работодателей своего региона.
В 2015 году был снят биографический художественный фильм «Кете Крузе». Его рейтинг оказался очень высоким - зрителя заинтересовала история постепенного внутреннего освобождения и самоутверждения героини - одной из немногих успешных женщин своего времени, которые не наследовали бизнес, но создавали его самостоятельно.
Источники:
Автор статьи - Виценовская Анастасия (специально для сайта Art-e studio. 2018 г.)
При цитировании и копировании текста, указание автора и ссылки на сайт обязательны (ст. 1229, 1274 ГК РФ).