Загадка Загорского музея.

Никак я что-то с Пандорами не закончу)) одно за другое цепляется, и все интереснее и интереснее распутывать этот клубок! Вспомнилось мне тут на днях, что как-то, бороздя просторы интернета, видела я краем глаза, что в каком-то из музеев есть настоящая кукла Пандора. Вот втемяшилось это мне в голову... Хочу посмотреть вживую настоящую Пандору! Хочу и все тут! Статью отыскала, причем на десятках сайтов одно и то же))) До смешного! Дословно: "Самих же кукол-пандор сегодня можно увидеть разве что в парижском музее моды Гальера, в Загорском музее игрушки и частных коллекциях." Все. Ни других упоминаний (хотя бы перефразированных), ни фото, ни разъяснений. Ни-че-го... Во народ! Как будто вообще все-равно, что размещать на своих сайтах... Кстати, отмечу, что вся информация, которую я выкладываю на сайте студии Арт-е, тщательно проверена по книгам, музеям, и т.д. и я уверена в ее достоверности и исторической точности! Так вот, разберем написанное. Загорском Сергиев Посад назывался с 6 марта 1930 г. (в честь погибшего в 1919 году революционера В. М. Загорского) до 23 сентября 1991 г., когда городу было возращено историческое название. Так о чем речь? Зачем копировать непроверенную статью неизвестно каких лохматых годов?!? Короче говоря, музей игрушки в Сергиевом Посаде есть. Он называется "Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама (ХПМИ) и относится к Сергиево-Посадскому филиалу ФГБОУ высшего образования "Высшей школе народных искусств". Основан еще в Москве Николаем Дмитриевичем Бартрамом и начинался непосредственно в его квартире, но довольно быстро экспонатам там стало тесно.

Музей переезжал несколько раз, расширяя площадь, и в 1931 году был переведён из Москвы в, тогда - Загорск, а ныне - Сергиев Посад. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом, по адресу пр-т Красной Армии, д. 123. (Подробнее можно почитать на официальном сайте www.museumot.info). Вот туда-то я и решила отправиться, дабы лицезреть куклу Пандору живьем)).

Увы и ах, куклу, века эдак XVII- нач.XVIII, в стиле "Queen Anna" (подробнее о них можно прочитать с статье "Кукла Пандора. Проблема рекламы XVIII в."), обнаружить мне не удалось. Уже позднее, связавшись с сотрудниками музея, я поняла почему. Вот что мне ответили: "Добрый день, в нашем музее оригинальных кукол-пандор нет. На выставке представлены европейские куклы (в основном французские конца XIX века), созданные на подобие кукол-пандор."

О как! Но я там даже подобия никакого не нашла. В музее много антикварок, есть parian doll из бисквитного фарфора, две представительницы china dolls. Широко представлены советские игрушки, сергиево-посадские деревянные "болвашки", тряпичные и керамические куклы. Есть и очень редкие механические. Интересно, познавательно. Но вот ни пандор, ни  подобия на пандор там нет. В итоге, моя поездка оказалась, конечно, не напрасной - я выяснила правду. Хоть и горькую.

Предлагаю немного полюбоваться фотографиями из той поездки:

"Горничная. Ткань кружево. Нач. XX в." Одна из горожанок в общей постановке

 

Тряпичные куклы знатного рода. А в музее про них довольно скудно написано: "Группа тряпичных кукол. Генерал, дама и девочка. Ткань, шитье." (что за куклы такие?)

 

Здесь еще меньше - "Кукла. Франция, 1880. Ткань, фарфор, стекло". Вот так, просто кукла. Ручки явно кожаные торчат

 

Эх, люблю я тканевых кукол. Есть в них что-то такое, чего нет во всех остальных. Вот даже простенькие, страшненькие, а какие теплые!

 

Еще одна моя любовь - "панки" или "дуры". Деревянные женские примитивные фигурки. Украшены этническими мотивами, в основном резьбой.

 

Сергиево-посадские болвашки XIX-XX вв. Должны быть из папье-маше, но кажется, что из дерева вырезаны. Подписи под ними нет - бумажка ускакала под соседние куклы (фейспалм)

 

Вот под этими куклами лежит, видите? Они, конечно, из папье-маше, но, ребят! Это ж с ума сойти, какая промашка

 

"Кукла в национальном костюме. Чехословакия, 1960-е гг." ну и Гурвинек в кадр попал. Все представители разных стран были выставлены в отдельном зале в рамках выставки "Куклы народов мира"

 

"Кукла. Западная Европа. Конец XIX в." Тут даже без материалов. Скорее всего текстильное тело с кожаными ручками и набита опилками. Представительница parian doll из парианского фарфора. С матовым шелковистым личиком. Волосы у нее не блестят, просто из-за краски имеют не столь матовый вид

 

Кукол Кете Крузе ни с чем не спутаешь - такие они самобытные! (Про них тоже статья есть)

 

Китайчики. Деревянные головки, а что под одеждой - не известно

 

Японские ичимацу. Эх, хороши! Ищу себе в коллекцию такую девочку

 

Индианка, как и еще многие куклы в музее совсем без подписи. Вообще она 1980-х гг. Тогда было модно из Индии привозить таких кукол. У моей подружки была в голубом сари и я очень любила ей любоваться

 

Классическая China doll со скромной подписью "Куклы парижанки. Франция. Конец XIX в."

 

Одна подпись на двоих

 

Артельные игрушки конца 1930-х гг. Табличками тоже удостоены далеко не все

 

Тут и без меня все сказано)

 

Здесь не помню, было ли что-то написано, но это Kestner 164 молд

 

Музыкальная пара. Заводные куклы второй половины XIX в. Было бы интересно узнать что-то о них - откуда, как действуют. Это явно французики, очень на Jumeau похожи

 

Русские куклы в национальных костюмах. Мастика, лайка, ткань, вышивка. Мастика - это наш, более хрупкий, аналог композита

 

Про антикварок вообще ничтожно мало написано. Сами посудите: "Кукла. Фарфор, ткань". Все. Ну иногда еще что-то типа "конец XIX- начало XX в." Даже про дерево из которого ручки сделаны ничего не упомянуто. Приезжая в музей такого уровня думаешь, что уж там-то профессионалы все написали и ты сейчас весь распухнешь от знаний. Ан-нет... Это расстроило.

 

Здесь то же самое "Кукла. Начало XX в.  Фарфор, ткань" Про композитные ручки торчащие из рукавов скромно умолчали. Я ожидала увидеть более подробную информацию - что это кукла Simon & Halbig, а две верхние - явно Кестнеровские девочки

  Список использованных ресурсов:  

Автор статьи: Виценовская Анастасия (специально для сайта Art-e studio. 2018 г.)

При цитировании и копировании текста, указание автора и ссылки на сайт обязательны (ст. 1229, 1274 ГК РФ).