Куклы "Huret" Аделаиды Урэ.
Самые древние игрушки, дошедшие до нас, изготовлены из камней, палок, камней и глины - самых доступных природных материалов. Конечно, материалы были и другие, просто сохранились только самые прочные. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева. В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терракоты.
Форма, содержание и материалы для изготовления игрушек находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его достатка и культуры. Поэтому, чем обеспеченнее общество, тем сложнее и роскошнее игрушки, которые оно предлагает своим детям.
О XVIII - XIX веках обычно пишут, что кукол в то время делали для взрослых, а не для детей. Это, разумеется, не совсем так. У детей игрушки, конечно же, были, но гораздо проще - из дерева или ткани. А вот красивых и дорогих «модных» кукол изготавливали для показа одежды и предназначались они только для взрослых.
В XIX в. куклы перестали быть образцами для демонстрации моды, но их также изготавливали в небольших мастерских и чаще всего на заказ. Куклы были очень дороги и доступны только богатым людям. Предназначались для украшения дома, демонстрации уровня достатка и даже являлись, порой, государственными наградами - английские монархи вручали кукол высокородным дворянам за большие заслуги перед страной.
Французские мастера-кукольники изготавливали сложнейшие и дорогостоящие механизмы, позволявшие куклам двигаться, танцевать и издавать звуки.
Массовое производство игрушек для детей началось только после начала использования папье-маше вместо фарфора, гипса и дерева. Хотя этот материал тоже не отличался особенной долговечностью, но был дешев и позволял механизировать процесс изготовления.
Самой знаменитой французской фабриканткой кукол в то время была Аделаида Урэ. Ее появление именно в ту эпоху не случайно, так как идеи эпохи французского Просвещения, романтизм с его обращением к чувствам, труды Вольтера, а позднее - Жан Жака Руссо, в которых он обращал внимание на развитие духовного мира ребенка, - все это оказало огромное влияние на Аделаиду.
До мадмуазель Урэ куклы изображали взрослого человека, а она, впервые, сделала куклу ребенка.
Самые дорогие, знаменитые марки - "Bru", "Steiner", "Denamur", "Thuillier", "Jumeau" только развивали и совершенствовали то, что в 1850-х годах создала и придумала мадмуазель Урэ.
Она родилась в 1813 году в Париже. Благополучная и обеспеченная семья мелкого буржуа дала прекрасное образование своим четырем детям.
Отец Леопольд Урэ, инженер и механик, имел свое предприятие и выпускал сложные дверные замки по собственным проектам. За это он не раз получал золотые медали на различных выставках. Когда Аделаиде было 14 лет, умерла мама и, поскольку отец был слишком занят бизнесом, опекунство над детьми взял их дядя - комиссар полиции и писатель Луи Франсуа Беффара (Louis Francois Beffara). Человек необычно образованный, он обожал оперу и Мольера, завещал свои рукописи, касающиеся оперных театров во Франции и за рубежом, Национальной Библиотеке Франции.
Аделаида любила рассматривать театральные костюмы, и однажды решила сама сшить платье для старой деревянной куклы. Но, взяв ее в руки, воскликнула: «Какая тяжелая уродина! Разве можно давать такую детям?!»
Леопольд Урэ со временем расширил свой бизнес и начал изготавливать мини-модели столов, стульев и кресел из крученой металлической проволоки для рекламных предложений мебельщиков. Аделаида, уже будучи взрослой, помогала ему в работе и даже собственноручно делала некоторые образцы.
О куклах она впервые задумалась в довольно зрелом возрасте -37 лет. Аделаида предложила отцу выпускать миниатюрную мебель в качестве кукольной, но эта идея поначалу не имела успеха. Модели никто не покупал. Это казалось странным, потому что в Париже тогда был настоящий кукольный бум, и аксессуары для кукол пользовались большим спросом. Только внимательнее присмотревшись к фарфоровым красавицам, которые стояли на полках дорогих магазинов, Аделаида поняла, в чем дело. Они просто не умели садиться - колени и локти у них не сгибались, так как ноги и руки были из дерева, фарфора или сшитыми из кожи. К тому же сами куклы были слишком тяжелыми и хрупкими. Поэтому изящные стульчики им просто были ни к чему.
Тогда она создала и запатентовала куклу с детскими пропорциями и подвижными шарнирными конечностями, способную имитировать пластику человеческого тела.
Тело куклы изготавливалось из гуттаперчи (синтетический каучук), а фарфоровая головка не просто вертелась, а имела стопор, чтобы не поворачиваться назад - так, как у живого человека. Для удобства игры рост куклы должен быть не более трети роста ребенка. Помимо этого, мадмуазель Урэ пригласила для создания кукол профессиональных скульпторов, которые создавали сначала голову в натуральную величину, а затем уменьшали ее до размеров куклы, и стала использовать для изготовления голов необожженный «бисквитный» фарфор. Он был матовый, по фактуре напоминал кожу и стоил гораздо дешевле глазурованного. Все это было применено впервые в кукольном промысле.
«Сейчас кукол делают из тяжелого дерева, застывшие формы не позволяют одевать и переодевать их, и это сковывает детскую игру», - писала Аделаида. – «Каждый, кто держал в руках бесформенную застывшую куклу, которую обычно предлагает торговля, поймет, почему я задумала сделать артикулирующее кукольное тело. Я не собираюсь точно копировать человеческие движения, но кукла должна отвечать двум требованиям. Во-первых, быть более менее близкой к реальности, а во-вторых, - красивой, приятной глазу. Так называемые распрямляемые сочлененные куклы, на мой взгляд, вполне соответствуют подобным ожиданиям» - говорила мадмуазель Урэ.
В 1851 году в газетах Парижа появилось объявление о том, что фирма «Huret & Sie» предлагает обществу кукол нового дизайна. Довольно быстро новинки стали пользоваться успехом и через год компания смогла переехать в центр Парижа в здание на углу rue Drouot и бульвара Монмартр, где заняла весь первый этаж, разместив там и мастерские и магазин (сейчас в этом здании располагается Макдональдс).
В 1855 году Аделаида приняла участие в международной выставке в Париже и получила серебряную медаль. Репортеры восторженно писали: «Мадмуазель Урэ представила своих сочлененных гуттаперчевых кукол. Эта не только гениальная идея, но и работа самого высокого класса: сочленения очень надежны, аккуратная сборка, отличный вкус в кукольной одежде. Сегодня рынок не может предложить ничего более прекрасного в этой области. Нам остается только сожалеть, что цены для таких кукол слишком высоки, и они не могут стать массовым товаром для продажи».
Кукол «Huret»всегда выпускали под номерами и всего 1200 экземпляров в год. Поэтому они были самыми дорогими игрушками того времени. Получились куклы не только невероятной красоты, но и дороговизны.
Так, в знаменитой сцене из романа Виктора Гюго «Отверженные», где Козетта стоит у витрины лавки с прекрасной куклой, описывается именно кукла мадмуазель Урэ.
«...В первом ряду витрины, на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу вышиной приблизительно в два фута, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая прохожих не старше десяти лет, но во всем Монфермейле не нашлось ни одной настолько богатой или расточительной матери, чтобы купить эту куклу своему ребенку... ...Вся лавочка казалась ей дворцом, а кукла – сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье... ...Она говорила себе, что надо быть королевой или, по меньшей мере, принцессой, чтобы играть с такой «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: "Какая счастливица эта кукла!"...»
(В. Гюго "Отверженные" Часть 2, книга 3, глава 4. Перевод Д. Лифшиц, Н. Коган, Н. Эфрос, К. Локс, М. Вахтерова, В. Левик)
(Леон Франсуа Комер "Кукла для Козетты". Мэрия Трелона, Франция.)
Несколькими годами позже, подобную куклу марки «Huret» Виктор Гюго подарил дочери друга, а позже, отреставрированная в официальной мастерской, она досталась его внучке Жанне. Этот подарок сохранился до наших дней. 18 июля 2010 г. на аукционе Theriault's, кукла продавалась с сундуком и приданым и оценивалась экспертами в 60 - 85 тысяч долларов. Однако окончательная цена составила 160.000 долларов и сейчас она находится в частной коллекции во Франции.
С 1857 года Аделаида и ее старшая сестра Леопольдина (Leopoldine) начали работать вместе, в результате этого партнерства фирма была переименована и стала называться «L.C. Huret Soeurs».
Сначала куклы мадмуазель Урэ продавались неодетыми, но сестры вскоре наладили связи с лучшими парижскими модистками, чтобы снабдить их гардеробом. С 1860 по 1863 годы они сотрудничали с молодой модисткой Луизой Беро (Louise Bereux) - талантливой создательницей кукольной одежды, обладательницей бронзовой медали Всемирной экспозиции в Лондоне 1862 года за безупречные кукольные костюмы и имела мастерскую в Париже.
Именно с ее именем связывают зарождение детской моды во Франции. Раньше девочек одевали, как взрослых дам, но когда кукольная одежда покорила сердца маленьких девочек и они хотели иметь «такое же» платье, как у куклы, мамы стали заказывать для них наряды, похожие на те, что создавала мадам Беро.
(Художник - Леон Франсуа Комер)
Аделаида Урэ старалась создавать целый гардероб для своих кукол, а также огромное количество аксессуаров: зонтики, шляпы, ботинки, сумочки, которые тоже выпускались под маркой «Huret».
Сегодня все эти «мелочи» - еще большая редкость, чем сами куклы. (На одном из кукольных аукционов оригинальное платье 1863 года, сшитое мадам Беро, было продано за 20 тысяч долларов).
(То самое платье)
Популярность подвижных кукол мадмуазель Урэ стремительно росла, несмотря на их высокую цену. От заказов не было отбоя, и едва вышедшие небольшие партии кукол мгновенно исчезали с полок магазинов. Лучшие журналы для детей (La Poupe Modle, La Gazette de la Poupe, Le Journal des Jeunes personnes) рекомендовали кукол мадмуазель Урэ своим маленьким читателям. Она не только продавала, она старалась сделать куклу источником радости, своеобразной дверцей в сказку, в мир игры и воображения. При магазине часто устраивались чайные вечеринки, куда приглашались дети с их куклами. Кроме того, куклы «Huret» сыграли очень важную роль в развитии идей французского просвещения и пересмотре взглядов на воспитание детей.
В 1864 году Аделаида и ее сестра Леорпольдина решили удалиться от дел, и передали управление своему младшему брату Луи Эмилю (Louis Emile). В 1867 году сестры переехали на 10 rue Neuve des Fontaines Saint Georges (сейчас Rue Fromenti).
Мадмуазель Аделаида Урэ скончалась в возрасте 91 года и, так как никогда не была замужем, не оставила после себя прямых потомков.
Компания после ее смерти поменяла несколько собственников, которые очень бережно относились к доставшемуся им наследству: фирма всегда выпускала кукол самого высокого качества, небольшими партиями, с роскошным приданым, гардеробом и аксессуарами.
Предпоследней владелицей - в начале 1900-х годов - была Элиза Превост (Eliza Prevost). Ее куклы с удлиненными «взрослыми» лицами тоже выпускались очень небольшими партиями и сейчас встречаются редко, но стоят все-таки дешевле кукол самой Аделаиды Урэ.
Марка «Huret» просуществовала до 1914 года, и затем была продана полячке, эмигрировавшей во Францию в начале первой мировой войны. Ее звали мадам Лазарски (Lazarski), и свою небольшую и недолго просуществовавшую фирму она зарегистрировала как «Кукольный Дом Лазарски». Это были уже куклы совсем другого вида - салонные авторские, совсем непохожие на роскошных малышек мадмуазель Урэ. (Подробнее об этом можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте).
Источники:
- Кукольный дом Аделаиды Урэ
- Золотой век французской куклы
- Путешествие по кукольному Парижу
- Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Секция "Французский язык"
- "Игра – это наша работа"
- "Кукла Козетты" продана на аукционе
- La Maison Huret
- Кукольные ляпы в искусстве
Автор статьи: Виценовская Анастасия (специально для сайта Art-e studio. 2018 г.)
При цитировании и копировании текста, указание автора и ссылки на сайт обязательны (ст. 1229, 1274 ГК РФ).